Психотерапия (в переводе с греческого «лечение душой», «душевное лечение») означает применение разных методов психического воздействия с лечебной или профилактической целью.
Психотерапию условно делят на общую, частную и специальную.
Общая психотерапия—это принципы милосердия, сострадания во врачебном подходе к больному. Ее основу составляют медицинская психология, этика, деонтология, лечебная педагогика, психогигиена и психопрофилактика.
Частная психотерапия—это методы психотерапевтического воздействия: рациональная, косвенная, гипносуггестивная, коллективно-групповая, семейная, аутогенная тренировка, имаготерапия, психофизическая гимнастика и др. У каждого метода имеются свои приемы и модификации.
Специальная психотерапия—лечение определенных заболеваний.
Психотерапия начинается с установления контакта. Далее следует подготовка к психокоррекции, создание оптимальной психогигиенической атмосферы, формирование психологической установки на выполнение назначений, определение режима жизни и питания.
Затем—работа по коррекции характерологических нарушений и устранение вредных привычек, обучение адекватным способам психологической защиты, оптимальным приемам дезактуализации дистрессовых факторов, конфликтных ситуаций. И, наконец, начинается этиопатогенетическая психо-и фармакотерапия психогенных расстройств.
Основными задачами психотерапии являются обнаружение и устранение причин и условий травматизирования, поиск оптимальных методов перевоспитания себя, преодоления неправильного отношения к себе (неуверенность, заниженная самооценка, чувство собственной несостоятельности, несформированность чувства своего достоинства, независимости суждений и пр.).
За рубежом наибольшее развитие получили
три направления психотерапии:
1)психоаналитическое (психодинамическое, динамическое)—психоанализ З.Фрейда и его последователей, индивидуальная психология А.Адлера, аналитическая психология К. Юнга, неофрейдизм К.Хорнея, Е.Фрома, Х.С.Селивана;
2)бихевиористское направление Х.Айзенка, И.Вольпе;3)экзистенциально-гуманистическое направление—недирективная психотерапия К.Роджерса, гештальт-терапия, логотерапия В.Франкла и др.
В рамках каждого из этих направлений формируются варианты методов, форм, приемов, только отчасти отличающихся от основных, перечисленных выше.
Психоанализприменяется в отношении лиц, склонных к самосозерцанию, самоанализу, с невротическими состояниями. Игра детей и их взаимодействие с психотерапевтом интерпретируются, чтобы вскрыть внутренние конфликты и невротические комплексы ребенка и преодолеть их.
Старших подростков побуждают к свободным ассоциациям и сообщению о своих снах. Все это также интерпретируется по определенным схемам.
Психодинамическая терапияприменяется и индивидуально, и для работы с супружескими парами при наличии широкого спектра непсихотической симптоматики. Терапия малодирективна. Психотерапевт занимается поиском внутренних конфликтов, психотравмирующих переживаний, лежащих в основе психических и психосоматических расстройств. Материал интерпретируется, устанавливаются связи с прошлыми событиями, анализируются отношения с родителями, братьями, сестрами. Этот метод основан на детально разработанной теории психоанализа.
Терапия, ориентированная на пациента.
Метод разработан К.Роджерсом и изначально назывался «недирективной» терапией, так как мысли и высказывания не направляются терапевтом. Все, что говорит клиент, не интерпретируется врачом, а только зеркально им отображается.
Преимущество этой терапии в том, что пациент встречает доброжелательного и понимающего слушателя, который не дает неприятных комментариев и советов. Недостатки терапии
—в ее неспецифичности, пациент сам решает, что ему говорить или делать.
Рациональная психотерапияболее всего нужна как подготавливающая к другим методам психотерапевтического воздействия. Этот метод убеждения, разъяснения, отвлечения адресуется к логическому мышлению пациента.
Аутогенная тренировканаиболее показана при неврастении, нарушениях сна, тревоге и страхах, нерезко выраженных фобиях.
Поведенческая терапияосновывается на принципах классического (павловского) и оперативного условного рефлекса. Она рассматривает симптом как условнорефлекторный ответ и пытается снять условнорефлекторное реагирование путем, например, блокирования закрепившейся словесной и смысловой связи.
Поведенческая терапия очень эффективна для лечения таких симптомов, как тревога, реакции избегания, обсессивно-компульсивные расстройства, энурез, обкусывание ногтей и т.д.
Современная поведенческая терапия располагает несколькими десятками методов, которые наряду с устранением патологических симптомов используются для обучения новым, здоровым формам поведения. Метод Вольпе, например, основывается на следующем: «Если в присутствии объекта, вызывающего страх, эта реакция будет частично или полностью заторможена, то тем самым ослабляется связь между ним и чувством страха». Практический прием состоит в постепенном демонстрировании человеку, находящемуся в состоянии полной релаксации (расслабленности), разных обстоятельств, вызывающих страх. Одна из модификации метода
—воображаемое погружение в фобическую ситуацию. Используется 20 таких ситуаций, последние из которых наиболее травматичны для больного. Сначала клиент представляет себе наиболее легкие травмирующие обстоятельства и тут же — положительные ситуации. Затем следует релаксация. Такие циклы повторяются, но интенсивность представляемых ситуаций в каждом цикле усиливается. Постепенно происходит обучение овладевать ситуацией и изживать страх.
Групповая психотерапия(групповая дискуссия, пантомима, психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия, двигательная терапия и пр.). За основу взято положение, согласно которому внутренние конфликты больного неврозом и его неразрешенные эмоциональные комплексы находят свое выражение в нарушении отношений с ближайшим социальным окружением. Вследствие искажения в области социального восприятия человек неверно истолковывает мотивацию партнеров по общению, недостаточно адекватно реагирует на возникающие межличностные ситуации, все его внимание сосредоточивается не на разрешении реальных проблем, а на сохранении представления о значимости своего «я» как в собственных глазах, так и в глазах окружающих,
Когнитивная терапияразработна специалистами по поведенческой терапии. Здесь изучается «цепочка» из мыслей, эмоций и поведения с применением методик поведенческой терапии.
Мультимодальная, стратегическая или директивная терапия—эклектическая комбинация разных видов психотерапии. Директивное —значит связанное с управлением авторитарных позиций («под диктовку»). Директивным обозначают также совместный поиск выхода из тупиковой ситуации, попытки применения новых путей разрешения проблем пациента (Д.Н.Оудсхоорн,1993).
Предпочитают второй метод. Здесь атмосфера доверия и взаимного уважения не менее важна, чем при других видах психотерапии.
Клиент получает индивидуально разработанный план лечения, учитывающий все симптомы, личную ситуацию и образ жизни. При депрессивных расстройствах комбинация антидепрессантов и когнитивной терапии оказывается более эффективной, чем только фармакотерапия. Комбинированное лечение направлено на восстановление сбалансированного взаимодействия.
Поведенчески ориентированные методы
на семейном и индивидуальном уровнях направлены в основном на самоконтроль. Предварительно детально разъясняется техника, формируется устойчивая мотивация к изменениям. Эффект возникает не сразу, но очень выражен в отношении людей с агрессивным поведением, тревогой, фобиями, обсессивно-компульсивными расстройствами, патологическими привычками, энурезом, энкопрезом, тиками.
Разнообразные игровые методы.
Терапевтическая игра Гарднера
(Gardner,1975;Oudshoorn, 1983) —для детей и взрослых старше 5 лет. В процессе игры происходит снятие эмоционального напряжения. Этот метод применяется и для коррекции, и для диагностики. Для младших подростков полезны наборы карточек, разработанные специально. Применяется также совместное составление рассказа, постепенно приводящего к тревожащим переживаниям. Старшим подросткам показаны ролевые игры (со сменой ролей), нормализующие поведение и реакции.
Методика рассказывания.
Наиболее популярна методика Гарднера(1971)для детей от 5 до 12 лет. Рассказываемые истории приближаются к сказкам, мифам и обычно начинаются со слов: «Я знаю одного мальчика (девочку)», что помогает эмоционально воспринимать советы и рекомендации.
При жалобах ,как основных (страх, тревога, астения, депрессия), так и других (вегетативные, соматические, двигательные, чувствительные расстройства). используются следующие методики:
• ориентированные на определенные симптомы (тревога, боль, соматические жалобы, энурез);
• направленные на внутренние комплексы, конфликты, на создание условий для разрешения имеющихся проблем;
• нацеленные на усиление «я», укрепление чувства уверенности в себе и формирование позитивного образа самого себя.
Для усиления терапевтического эффекта используют домашние задания, закрепляющие эффект от разных видов психотерапии. Например, у детей и подростков с готовностью к панике при наличии аффективной напряженности применяют релаксацию и дыхательный тренинг, а у детей с энурезом — тренинг мочевого пузыря, при соматических симптомах, тревоге, фобиях, излишней застенчивости — обучение самогипнозу.